Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- О борьбе с греховными вирусами и не только (проповедь о. Василия Андроникова)
- Лекции о. Михаила Родина в Духовном училище
- Священник и прихожанин: два портрета без ретуши (статья о. Константина Литвякова)
- Проповедь о. Алексея Лопатина (г. Москва)
- Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице о заповеди труда
- Проповедь на Вознесение
- Проповедь священноиерея Иоанна Курбацкого на службу святым священномученикам, мученикам и исповедникам, пострадавших от безбожия на Руси в 20 веке
ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА ПРИ ОСТОЖЕНСКОЙ ОБЩИНЕ РПСЦ
УРОК 18 СЕНТЯБРЯ 2016 ГОДА
Отец Сергий Лисуренко: Какое у нас отношение к церковной службе? Мы с отцом диаконом начинаем службу в 7 часов утра. Так рано я не жду никого из вас. Но вы приходите в девять часов, полдесятого. С малышами вообще влетают в храм, шапку срывают и под причастие его. Так быть не должно. Раньше я служил в Смоленской области, в городе Сычевке. Там половина всех прихожан была на службе уже к половине восьмого, к полунощнице. Когда мы с вами едем куда-то отдыхать, мы всегда заказываем такси заранее, чтобы не опоздать на самолет. Мы же не спим так, как будто самолет нас подождет. Он не будет нас ждать и улетит. Поэтому шесть дней недели трудитесь, развивайтесь, кушайте, спите. Но в субботу вечером нужно помолиться и настроить себя на то, чтобы в воскресный день прийти к половине восьмого в храм.
Мы жалеем будить детей рано утром. А их надо не так жалеть. Если мы ребенка жалеем, то лучше его раньше уложить спать с вечера, оторвать его от компьютера, от телевизора. И он встанет легко и в шесть, и в семь утра. Многие же сознательно заводят на восемь часов будильник, зная, что в половине восьмого полунощница. Да еще час на дорогу. В храме такой человек оказывается в девять, в половине десятого. Нельзя так относиться к службе. Ведь мы сегодня все живы, а завтра не знаем, что будет. Смерть может прийти в одночасье и забрать наши души. И что мы тогда скажем Господу? Как мы относились к Его службе? Он нам заповедал шесть дней трудиться, а седьмой день посвятить Творцу. А мы такое небрежение имеем.
Представляете, если бы я пришел на службу часов в девять и все бы сидели в храме и ждали, когда священник явится? А я такой же живой человек, как и вы. У меня свои обязанности, у вас – свои. Вы христиане, воины Христовы, поэтому должны быть на божественной службе вовремя. Здесь только форс-мажор может оправдать опоздание. Бывает так, что вы собрались вовремя, стоите на остановке, а общественный транспорт не ходит. Стоите час, другой. В таком опоздании в храм нет вашей вины. А вот когда вы осознанно заводите будильник так, что обязательно опоздаете на службу, придется за это перед Богом держать ответ.
Мы привыкли, что на буднях в храме меньше прихожан: люди работают, учатся. Ко всему этому нужно относиться с пониманием. Но десять процентов всех, кого я крестил и венчал за эти годы, я вижу в храме только на Пасху, когда на службу 450 человек приходит. А так должно быть каждое воскресенье.
Я постоянно замечаю, как постепенно наполняется храм к концу службы. И вот в это-то время, когда все пришли, по идее нужно начинать молиться второй раз. Никониане, например, делают так: служат раннюю (примерно с 7 до 10 часов) и позднюю (примерно с 10 до 12 часов) Литургии. Но нельзя служить две Литургии на одном Престоле. И даже если храм бы позволял, т. е. одну Литургию служить на главном Престоле, а вторую – на придельном, так делать не нужно. Потому что причина такой службе одна – человекоугодие, т. е. все для людей, которые выспались. Апостол Павел по этому поводу сказал: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.: 1-10). Он призывал людей ко спасению, поэтому его и не любили. Ведь люди ленивы, любят комфорт, поспать, поесть, красиво одеться. Священное Писание учит нас: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Мф.: 11-12). Христианин должен понуждать свое тело, бичевать его внутренне. Многие рассказывают, что дома, когда собираются на службу, они часто плохо себя чувствуют. А когда приходят в храм – все проходит. Так нас искушает дьявол.
Детей наших в настоящих зомби превращают телевизор, интернет и мобильные телефоны. Поэтому давайте их почаще приводить в храм, где всего этого нет. Чтобы они хоть немного глотнули духовного воздуха, отвлеклись. Хотят они этого или не хотят – на нас лежит такая обязанность, пока дети не выросли. Если мы не воспитаем своих собственных детей христианами – с нас Господь взыщет и накажет нас. Я знаю много ревностных христиан, которые ходят в храм, постятся, но дети у них в храм никогда не ходят. Они считают, что это личное дело детей. Это неверно. Обязанность родителей создать детям фундамент христианской жизни, чтобы, когда мы уйдем из жизни, за нас было кому помолиться пятнадцать поклонов. И в церкви чтобы по нам кто-нибудь панихиду заказал, свечку поставил. Многие родители переживают ближе к старости, когда видят, что их дети как христиане не состоялись. Если мы не заложили в них этого с детства, то никто уже этого не заложит. Только если Господь посетит этого человека.
Очень хочется видеть, чтобы в храме мужчины были одеты в кафтаны, а женщины – в сарафаны. Сказано, что переступив порог храма, мы должны отсечь все мирское. Во время молитвы в храме лукавый старается нас еще больше искушать, внушает нам суетные мысли, отвлекает от службы. А эта одежда очень сильно помогает «собраться», внутренне дисциплинирует христианина. Еще свт. Иоанн Златоуст обличал своих прихожан за то, что они несоответствующе одеваются в храме. Раньше ведь храм был общественным местом, где только люди и собирались вместе. Поэтому многие, особенно женщины, старались себя «показать» - одеть дорогую одежду, украшения, накраситься. Все это несовместимо с молитвой, порождает соблазны. А в Священном Писании сказано: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф.: 18-7). В том числе из-за этого и появились особые требования к одежде в православном храме. Когда все прихожане одеты специально для службы, в храме совсем другая атмосфера. Но что бы мы на службу ни одели – все это ничего не значит, если мы будем разговаривать на молитве.
Многие меня спрашивают, нужно ли делать замечания, если видишь, что кто-то что-то делает в храме неправильно. Отвечаю: обязательно нужно делать замечания. Другое дело, что делать это надо вежливо и доброжелательно. А если человек неправ, но в ответ возмущается – это будет на его совести. Если же мы не будем делать таких замечаний, то в храме начнутся бесчинства: инославные начнут заходить, свечки ставить и иконы целовать, люди станут ходить по храму или сидеть, когда не положено и т. п. Христианин не может быть равнодушным к беспорядку в храме.
Только форс-мажорные обстоятельства могут заставить христианина уйти со службы раньше. Церковные правила разрешают остановить Литургию в случае пожара или военного нападения. Во всех остальных случаях служба не может прерываться. Лучше придти в храм к исходному началу и пробыть на службе пять минут, чем простоять всю службу и уйти за пять минут до ее окончания.
Всегда помните о том, что очень важно придти в храм вовремя, быть правильно одетым, молчать и думать о том, что читают и поют. Если вы эти три параметра будете исполнять, то спасете свои души.
Расшифровку аудиозаписи в текст подготовил Евгений Хебнев.