8 августа 2024 г. 23:48 366 1 0 1 фото 0 видео
Что христианин должен делать сразу после смерти родственника или близкого человека?
Кладбище старообрядцев. Деревня Яковлево, Себежский район, Псковская область. 2016 г.
На эту тему:
Ключевые слова: 100 вопросов-ответов о нашей вере 

Все мы должны готовиться к собственной смерти, но и в случае смерти кого-то из близких должны оказать последнюю милость умершему. Да и не только близким людям и родственникам, но и любому древлеправославному христианину, ибо это большая добродетель пред Богом, и некоторые древние святые спаслись именно этой добродетелью, то есть погребением своими силами и за свой счёт неизвестных умерших христиан, странников и бездомных.

Далее я буду давать советы из своей священнической практики, они очень индивидуальны, у других священников могут быть какие-то свои рекомендации, поскольку строгая регламентация этих традиций в церковных правилах не записана.

Итак, в первую очередь нужно положить тело умершего на спину на твёрдую поверхность, порытую чистой простыней: скамью, деревянный щит (допустим, снятую с петель дверь), поставленный на табуретки, или на пол. Это нужно во избежание окоченения тела в неправильной позе. Тело располагают при омовении головой к иконам («красному углу»).

После этого необходимо сообщить о смерти этого христианина священнику (духовному отцу, у которого в последний раз исповедовался умерший).

После этого закажите в «ритуальной службе» деревянный гроб с отдельной подушкой в изголовье и деревянный 8-конечный крест без надписей. На крышке гроба не должно быть ни креста с Распятием, ни икон или каких-либо других изображений. Ничего другого не нужно покупать у «ритуальщиков»: ни креста в руки, ни покрывала с картинками, ни венчика с рукописанием, ни иконки. Всё это у них продаётся не старообрядческое. Одежду для покойного нужно иметь заранее приготовленную, старообрядческую, так называемый «смертный узел».

В моей практике я обычно сам приезжаю в дом умершего с помощниками или помощницами, которые омывают и одевают тело, а потом я совершаю чин положения во гроб. Если же такой практики в вашем приходе нет или священник находится в другом городе, следует самим омыть тело и облачить. Этот процесс происходит таким образом.

Омовение тела умершего

С тела снимаем всю одежду, обручальное кольцо и т.п., в том числе и пояс и гайтан с крестом. Старый нательный крестик можно положить под подушку в гроб либо оставить дома на память. В стеклянную посуду (стакан, баночку) наливаем холодную воду. Приготавливаем 5-6 или более небольших чистых тряпичных салфеток (лоскутков хлопчатобумажной ткани). Поливая из стакана, немного мочим салфетку водой, отжимаем и влажной салфеткой с лёгким нажимом протираем со всех сторон, кроме задней (нижней), кожу головы умершего. Движения при омовении делаются крестообразные, то есть как бы рисуем салфеткой множество крестиков, на каждый их них мысленно или вполголоса читаем молитву: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас». Таким образом протираем всё тело сверху вниз, в том числе и руки. Дойдя до «срамной» области, останавливаемся, меняем салфетку и начинаем омывать ноги умершего снизу вверх, в конце же омываем «срам». Потом опять меняем салфетку, поворачиваем тело на бок и омываем его заднюю поверхность в той же последовательности, что и спереди, так же меняя салфетки, и в последнюю очередь омываем анальную область. Когда тело лежит на боку, освободившуюся часть подложенной под него простыни сдвигаем к телу, а на это место кладем другую, чистую, простынь, свёрнутую вдоль жгутом, раскатываем её до половины, потом переворачиваем тело на другой, уже омытый, бок — таким образом, чтобы омытая поверхность лежала на чистой простыне. Старую простынь убираем, омываем ту поверхность, которая ещё не была омыта, потом новую простынь раскладываем до конца и поворачиваем тело спиной на неё. Омовение завершено.  Остаток воды из стакана выливаем куда-нибудь в «непроходимое место», стакан кладем в полиэтиленовый пакет и разбиваем молотком или иным тяжёлым предметом. Осколки закапываем в «непроходимом месте» либо бросаем в могилу на кладбище (но не кладём в гроб). После этого одеваем покойного.

Примечание. Если умершего привезли из морга, даже и одетым, необходимо его раздеть и совершить христианское омовение тела, ибо ополаскивание из шланга на бетонном столе в морге является, по существу, не христианским омовением, а лишь замаскированным осквернением. Поэтому в том случае, если нужно будет забирать тело из морга, попросите его сотрудников не одевать покойного, но просто завернуть в простыню  и положить в гроб, выстланный новой полиэтиленовой плёнкой, после чего вы заберёте его домой и там уже по-христиански омоете и оденете.

Одевание мужчин

«Смертную» одежду желательно иметь приготовленной заранее. Обычно она бывает пошита из белой хлопчатобумажной ткани. Белый цвет — символ чистоты и райского блаженства. Если умерший мужского пола, надеваем сначала штаны и ноговицы (тряпичную обувь; в некоторых местностях вместо ноговиц используют лапти). Потом надеваем рубаху (типа длинной косоворотки; если умерший крестился взрослым и сохранил крестильную рубаху, можно облачить в неё). Поверх рубахи — пояс. Если есть новый кафтан, надеваем его.

Одевание женщин

Облачение умерших женского пола совершают так. Надевают хлопчатобумажные чулки (гольфы) и ноговицы (см. выше). Потом длинную рубаху (можно крестильную) и сарафан. Потом пояс. Волосы расчесывают и заплетают в две косы, которые укладывают в виде венца вокруг головы, концы связывают хлопчатобумажными ленточками (девицам заплетают одну косу, которую вокруг головы не укладывают). Венчаным женщинам надевают на голову кичку (волосник), если таковой нет — косынку белую, концы ее завязывают сзади.

Затем всем умершим женского пола надевают платок белый, концы которого под подбородком закрепляют не булавкой, а сшивают стежком белой нитки.

Продолжение одевания мужчин и женщин

Новый старообрядческий нательный крест прикрепляем на новый гайтан (желательно хлопчатобумажный или льняной, белого цвета) и надеваем на шею умершего.

Пальцы на обеих руках умершего складываем в двуперстие, как для крестного знамения, и временно закрепляем это положение бинтами. Руки складываем крестообразно на груди, правую поверх левой. Потом расчёсываем волосы умершего, расчёску тоже затем уничтожаем (сжигаем или захораниваем с разбитым стаканом).

Далее надеваем на тело саван, который представляет собою как бы длинный капюшон, спускающийся ниже стоп умершего. Если савана нет, берём новую простынь, складываем вдоль пополам и зашиваем сверху вдоль края. В некоторых местностях принято еще прошить саван, развернув его края в стороны, три горизонтальных ряда «на живую нитку»: первый ряд — сверху (где зашито), второй — сантиметров на 10 ниже, третий — ещё на 10 см ниже. В местах швов ткань собирают в сборки так, чтобы сверху было сильно сосборено, ниже — не так сильно, нижний ряд — ещё слабее.

Саван подкладываем под тело так, чтобы капюшон был на голове, а нижний край — ниже стоп. Сборки на саване (если они есть) помогают держать лицо умершего открытым. Покрываем тело левой полой савана, сверху — правой, оставляя открытым лицо. Берём свивальник (белую киперную ленту или верёвочку хлопчатобумажную, или оторванную от ткани белую ленту шириной 2–3 см, длиной 7–8 метров). Находим середину длины свивальника, скатываем свивальник с концов до середины в два клубочка. Подкладываем середину свивальника под спину умершего, чуть ниже основания шеи, левый конец перекидываем направо, поверх перекидываем налево правый конец, делая косой крест. Потом перекрёстно протягиваем концы свивальника под спиной умершего, вытягиваем их и делаем аналогично крест на животе умершего или чуть ниже. Опять перекрестно протягиваем концы свивальника под телом и вытягиваем наружу. Делаем третий крест в области колен усопшего. Протягиваем перекрестно под голенями, вытаскиваем и обвиваем свободные концы над стопами, не завязывая их. На рисунке показано схематично положение тела умершего в саване с повитием.

На голову надеваем венчик. По древнему обычаю, венчик должен представлять собою замкнутую окружность на голове (это и есть венец, символизирующий небесную награду умершему). Бумажные печатные венчики коротки. Поэтому берем часть свивальника длиной побольше окружности головы умершего, пришиваем к этой ленте бумажный печатный «венчик», потом заводим ленту под голову и завязываем. Бумажный венчик поправляем так, чтобы его центр находился над переносицею умершего.

В левую руку умершего, приоткрыв края савана, вкладываем лестовку (желательно белую тряпичную).

Поправляем капюшон савана.

Положение в гроб

Пустой непокрытый гроб ставим «ногами» к иконам на табуретки. Окропляем гроб и крышку гроба святой водой. Если есть кадильница (кацея) и ладан, разжигаем её, вкладываем ладан, ставим кадильницу в гроб. Приносим крышку гроба и на несколько секунд покрываем гроб для окуривания ладаном, потом уносим крышку и вынимаем кадильницу.

После этого, если есть книги, читаем Чин положения во гроб, в конце которого несколько человек поднимают тело умершего, разворачивают его в направлении «по солнцу» (по часовой стрелке») и кладут тело в гроб.

После этого покрывают тело до груди белым покрывалом (чистой, без рисунков и крестов, белой хлопчатобумажной тканью; можно использовать новую простыню или отрез ткани длиной не менее 2 метров).

Подготавливаем «рукописание» — напечатанную на бумаге разрешительную молитву. Если вынужденно похороны будут проходить в отсутствие священника, то нужно вписать в пустые места, оставленные в молитве, сан и имя духовного отца умершего (например, «священноиерей Иоанн» или «священнопротоиерей Иоанн» и т.п.) и имя самого умершего, лучше в звательном падеже («Иоанне», «Никито», «Ма́рие», «Ирино» и т.п.), а если не знаете как, то просто в именительном. Это рукописание складывается сверху донизу «гармошкой», затем загибаются правый и левый края назад и вкладываются друг в друга так, чтобы спереди оставалось изображение креста. Это рукописание вкладывается в правую руку умершего, между указательным и средним пальцами, крестом к лицу умершего. (Если похороны будут со священником, вписывать имена и вкладывать рукописание в руку умершего будет сам священник!)

На грудь покойного кладём небольшой медный крест с Распятием или небольшую икону, опирающуюся на скрещенные его руки, лицевою стороной к лицу умершего. Этот крест или икону перед выносом гроба снимают с тела, а не хоронят вместе с умершим.

Примечание. По древнему обычаю, всё надетое на покойного должно быть из таких материалов, которые легко сгниют в земле, то есть не должно быть никакого металла или синтетики. Даже нательные кресты для погребения наши предки старались изготавливать из дерева. Например, при поднятии мощей святителя Арсения Уральского на его груди был обнаружен именно деревянный нательный крест, оказавшийся нетленным, как и тело святителя. К сожалению, в наше время деревянные крестики стали редкостью.

После положения в гроб

Когда всё вышеописанное сделано, ставим «в головах» умершего тумбочку или столик с возжжённой лампадой (в ней должно быть чистое оливковое масло), перед иконами тоже возжигаем лампаду. Лампада у изголовья гроба должна теплиться непрерывно до самого выноса гроба. А перед иконами я бы советовал не тушить лампаду хотя бы до 40-го дня. Вместо лампад можно использовать свечи из чистого воска, но это весьма пожароопасно в домашних условиях, поэтому не советую.

И начинаем читать Псалтырь по заупокойному обычаю, с заупокойным тропарем по три раза с 15 поклонами по каждой «славе» (в некоторых местностях принято читать тропарь 1 раз, с 5 поклонами), а на Светлой седмице читаются Деяния святых апостол, по книге «Апостол», подряд до конца, без тропаря и поклонов. Читают Псалтырь или Деяния много раз подряд, несколько читающих попеременно, до самых похорон, если есть такая возможность.

Если в городе, где жил умерший, есть храм РПСЦ, следует сразу же по положении во гроб отвезти тело умершего в храм, чтобы там читали над ним и совершали богослужение. Если по каким-то причинам это сделать невозможно, то хотя бы ко времени Чина погребения гроб нужно привезти в храм, чтобы умерший последний раз на своём земном пути побывал в церкви Божией.

К погребению также следует приготовить кутию — варёную пшеницу, подслащённую после остывания натуральным пчелиным мёдом.

Священнопротоиерей Вадим Коровин.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)