Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- Достоевский и староверие. Ценно ли страдание само по себе?
- Что писал Достоевский о староверии? Начнём разговор.
- Хохлома – Волга – Персия
- Почему Суриков исказил образ боярыни Морозовой?
- Хохлома – старообрядческие корни художественного промысла
- Первые уроки Петров-Водкин брал у старообрядческого инока в Черемшане
К такому пониманию приходишь невольно, когда листаешь страницы родословия великого писателя по материнской линии. И это ведь всем известно, что корни рода Марии Фёдоровны Нечаевой (1800–1837 гг.) идут от посадских людей Боровска.
Она дочь купца III гильдии Фёдора Тимофеевича Нечаева (1769–1832) и Котельницкой Варвары Михайловны (ок. 1779 — умерла в период с 1811 по 1815, по 7-й ревизии в 1811 году). Но трудно сказать, родилась ли она там и вообще бывала ли в городе своих предков? Семья её жила в Москве на Сыромятной слободе, в Басманной части, в приходе храма Петра и Павла, в своём доме. После войны 1812 г. Нечаевы лишились большей части состояния. В 19 лет Мария Фёдоровна вышла замуж за Михаила Достоевского. Родила в браке четверых сыновей и четырёх дочерей (сын Фёдор был вторым ребёнком). По воспоминаниям детей, была доброй матерью. Умерла в 37 лет от чахотки.
По мнению исследователей творчества Достоевского, отдельные её черты видны в образах Софьи Андреевны Долгорукой («Подросток») и Софьи Ивановны Карамазовой («Братья Карамазовы»). Подробнее о ней читайте на специальном сайте о писателе: https://www.fedordostoevsky.ru/around/Dostoevskaya_M_F/
Но вот, где жили Нечаевы в Боровске и что это была за семья, никто из краеведов мне рассказать не смог, равно как и никто из специалистов по творчеству и биографии писателя.
Зато довелось узнать страшную и до сих пор длящуюся историю останков Марии Фёдоровны. Оказывается, большевики скомандовали извлечь их из могилы, что была за алтарём храма Сошествия Святого Духа на Лазаревом кладбище — и передать в созданный ими институт мозга, куда собирали для исследований трупы и черепа великих учёных, художников и государственных деятелей страны. И пролежали там останки до Перестройки 1990-х годов.
Наследники, живущие в Ленинграде-Петербурге, заручившись содействием директора Музея Достоевского в Москве, а также настоятеля храма, только что возвращённого церкви (РПЦ МП), просили власти вернуть тело для достойного погребения. Казалось бы, правда и человечность восторжествуют, но…
Игумен Сергий (Рыбко) вернул хранившееся в годы советской власти и спасённое с кладбища в Музее чёрно-гранитное надгробие с надписью и установил его за алтарём храма. Освятил его, но… без погребённого тела… Оказывается, останки были изъяты из Института и вывезены в собор Зарайского Кремля, где в отдельном ящике лежат и поныне… Оказывается, инициаторы создания «Культурно-просветительского, научно-реставрационного и музейного центра “Заповедное Даровое”» под Коломной, где жил и был убит отец писателя, восстановили храм Сошествия Святого Духа в соседнем селе Моногарове и требуют захоронить останки матери рядом с могилой её супруга Михаила Андреевича Достоевского. Так они думают усилить «туристскую привлекательность» своего музейного комплекса… На смену большевистскому подходу пришёл «бизнес-культурный интерес». Вот сайт этого проекта: http://darovoe.ru/
По нашей теме там сказано: «Инициативы НП «Заповедное Даровое» в последнее время направлены на увековечивание памяти Михаила Андреевича и Марии Фёдоровны Достоевских: в 2005 г. рядом с храмом установлен кенотаф М. А. Достоевскому, ведутся поиски точного места его захоронения. В 2011 г. состоялось перенесение праха М. Ф. Достоевской из НИИ и Музея антропологии МГУ в Иоанно-Предтеченский собор г. Зарайска для последующего погребения на церковном погосте с. Моногарова». Вот так… это по-православному, по-человечески?
И всё же, думая о Боровске и Достоевском, хотелось не только горевать о неупокоенном прахе, но понять: а что знал и как думал писатель, мыслитель Достоевский о Древлем Православии? Отразились ли боровские имена и названия, светлые прозрения и горькие слёзы в его творчестве?..
И вот 11 ноября 2018 г. в день его рождения я написал такие стихи:
СОКРОВЕННОЕ ИМЯ БОРОВСКА
Корни рода матери Достоевского – Мария Фёдоровна Нечаева (1800–1837 гг.) происходила из старых посадских Боровска.
Капель колоколов – горошин звон –
По перекатам Боровск жемчуг сыпет.
Мать Достоевского, Нечаевых она,
Родня из Боровска, но где же ты, Мария?
В честь деда Фёдором ты сына назвала,
Дед Тимофеич, может, здесь родился?
Здесь бегал в травах, собирая звон
И мёд с пыльцой, и русских сказов страхи?
Здесь сердце красное на гербе кровянит:
Михайло, князь Волконский, с неба плачет,
Горючий дождь нас той водой кропит,
Что животворной звалась. Пейте, пейте
Её слезу – на куполах горит
Тот жар-огонь, что слёзы униженных
И оскорбленных, как в искру, запёк
И углем на язык пророков бросил.
Глагол, глагол, очисть сердца людей!
От Пушкина – обжегши руки угли,
Нечаев-Достоевский накопил
Тот мальчик родовую память. Боровск
Сокрыт в его творениях. Читай
Его романы, повести и письма
Сквозь боровские стоны, что слышны
Тут, у часовни, где молила яблок
Дать пред кончиною, рубаху постирать
Боярыня Морозова: виждь, в почву глухо,
Торжественно-победно нисходя,
Она по лествице по райской в свет восходит.
За нею Полиект, в огне священник,
Да с ним из Боровска из горожан толпа –
Все в золоте заката невечернем,
Все в свете славы, в нимбах – словно мёд
Сбирают ангелы, как пчёлы, над Протвою…
Ах, слёзы над Протвой – пчелонебесный мёд…
Ах, звоны колоколен – от металла,
Которым остр «раскольников» топор,
Которым прославляем звонко Бога…
Ах, что ж так широка ты, русская душа,
Тебя б кто сузил? Но Протва не слышит
Упрёков тех – Аввакумов тот слог,
Пробившись сквозь пафнутиевы стены,
Не смолкнет, не угаснет – тот набат
В литературе русской неизбывен.
Алёша Карамазов, Мышкин князь, да Соня –
Да, все они с той ямы земляной, с костра,
Из боровских, Аввакума потомки,
Боярыни Морозовой внучки,
Её слёз капли мёда… Накопленьем
Всех дум, сравнений острых, в искрах слов
Был прокалён, проборен Достоевский.
Память рода
Он с этой почвы плугом слов взрыхлил. Ведь тени
Твоих Мария, предков, здесь живут. Нечаев –
Вот имя сокровенное твоё, о Боровск.
А ручей Текижа – ну, теки же! –
От Китежа небесного ручей… Едино Небо.