- Каждый христианин должен нести в мир свет Христова учения. Как это исполнить обычному рядовому христианину в современном мире?
- Можно ли посещать столовые, кафе, рестораны? Нужно ли молиться при всех до и после трапезы, креститься?
- Как вести себя с неверующими людьми в коллективе (в школе, в университете, на работе)?
- Что такое совесть у человека? Как научиться ее слышать? В жизни часто приходится делать выбор, как поступить, и хочется поступать по совести.
- Какое участие в нашей жизни принимает ангел-хранитель? Каким образом он нам внушает верные мысли? Как научиться их слышать? Бывает, приходит мимолетная мысль, ты сразу не обращаешь ...
- Мужчина — глава женщины. Как мужчине себя вести, чтобы женщина не чувствовала себя униженной? Как избежать таких перегибов, вроде «ты никто, и место твое на кухне»?
- Как спасти брак и наладить отношения, если женился/вышла замуж по глупости, по страсти, без любви? Такой неудачный брак тоже считается волей Божией о человеке, перед которой необходимо ...
— Как человеку иметь здравое суждение, устойчивую психику, спокойный и ясный ум? У многих современных людей «каша» в голове, мутный рассудок, неправильное понимание базовых вещей, беспокойный и суетливый ум.
— Такие качества человека, как здравое суждение, устойчивая психика, спокойный и ясный ум, являются неотъемлемыми для такой христианской добродетели, как целомудрие. Само слово «целомудрие» происходит от греческого σωφροσύνη, которое можно перевести, как «здоровый», «целый», оно означает не только телесную чистоту, но цельность помыслов и поступков. Такая цельность была присуща человеку до грехопадения. После же того, как грех вошёл в мир, человек, отпав от Бога, перестал представлять из себя такую цельность. Он разладился, «сломался». Апостол Павел пишет:
Побороть такой раздрай внутри себя собственными усилиями человек не может. Для этого понадобилось пришествие на землю Исуса Христа, одной из целей которого и было исцелить человека, т.е. вернуть ему прежнюю целостность. Но сама по себе такая целостность автоматически не даётся. Необходимы усилия человека в борьбе с грехом, с самим собой, со своими страстями, ведь страсти и заглушают глас Божий внутри человека. Ещё царь Соломон писал:
Т. е., если хочешь достигнуть целомудрия и рассудительности, необходимо достигнуть праведности. Праведность возможна только в соединении со Христом в таинствах Церкви, в соблюдении заповедей Господних и в борьбе со грехом. Именно грех «ослепляет» человека, не даёт ему увидеть базовые истины, гонит его за различными миражами и не даёт остановиться и подумать о вечности.
Первым шагом на пути к здравому рассуждению будет прислушивание к голосу своей совести. Совесть — это глас Божий внутри человека. Человек может либо заглушить голос совести, следуя своим страстям, либо, слушая его, прийти к Богу. А уже находясь со Христом, человек расставляет все свои потребности, все свои суждения в соответствии с базовыми истинными ценностями, в соответствии со шкалой, которая оценивает всё с точки зрения вечности.
Священноиерей Евгений Гуреев.