Ненаучно о пандемии
Профиль автора →- Лекции о. Михаила Родина в Духовном училище
- Священник и прихожанин: два портрета без ретуши (статья о. Константина Литвякова)
- Проповедь о. Алексея Лопатина (г. Москва)
- Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице о заповеди труда
- Проповедь на Вознесение
- Проповедь священноиерея Иоанна Курбацкого на службу святым священномученикам, мученикам и исповедникам, пострадавших от безбожия на Руси в 20 веке
Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?
Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
(Пс. 26, 1)
В последнее время весь мир столкнулся с новым испытанием – борьбой с новой невиданной болезнью! Практически из любой страны мира мы слышим о множестве числе зараженных, о каком-то числе умерших…
Вводятся множества указаний, касающихся обычной жизни человека. Это, в первую очередь, либо прямой запрет выхода на улицу, либо рекомендации о недопущении посещения массовых мероприятий, мест массового скопления людей.
На фоне всех этих событий люди задумываются о путях выхода из этого состояния. Кто-то прогнозирует скорое завершение эпидемии, кто-то – надвигающийся на мировую экономику невиданный кризис… Что делать? Куда бежать?
А бежать некуда и делать нечего, ведь от заразы не спрячешься – весь мир болеет!
Однако для верующего человека выход всегда есть! Он всегда был, есть и будет – это, в первую очередь, соборная молитва и все Церковные Таинства!
Но в храм ходить же нельзя! Это же массовое скопление людей!
Действительно, это так. Однако Христова Церковь имеет богатейшую историю своего существования. Читая летопись истории Церкви, искренно ищущий обретет множество примеров, когда верующие люди не только побеждали разного рода болезни, но и избавляли целые народы и города от неминуемой физической расправы. Приведем несколько ярких примеров из истории Израильского народа:
1. Давайте вспомним о том, как после Божьего наказания Корея, Дафана и Авирона все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона (Чис. 16:41) и хотело их убить. Но Господь заступился за Своих верных служителей. И на всё общество напала сильнейшая эпидемия – поражение. За один только день умерло четырнадцать тысяч семьсот человек (Чис. 16:49). И только Аарон, по совету своего брата Моисея, победил неизвестный вирус каждением фимиама.
Итак, мы видим, как по вере Моисея и Аарона прекратилась смерть людей.
2. Ещё один яркий случай произошел в царство уже престарелого царя Давыда. Он решил провести перепись населения, естественно, для того, чтобы знать, сколько он сможет собрать воинов в случае войны и определить размер налогов с населения.
Но поскольку ранее Давыду Сам Бог всегда помогал за его веру, то теперь явно царь поколебался и стал надеяться на холодный расчет. Чтобы воззвать Давыда к покаянию, Господь через пророка предлагает на выбор три вида наказания: Быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? И выбрал Давыд моровую язву. И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек (2Цар. 24:13-15).
И только искренняя вера в милосердие Божие помогла царю Давыду прекратить смерть людей, поскольку Ангел Господень хотел навести язву также и на жителей Иеросалима. В благодарность за прекращение язвы Давыд не только принес покаяние, но и принес всесожжения и мирные жертвы (2Цар. 24:25).
3. За многочисленностью примеров проявления непоколебимой веры в помощь Божию, казалось, в самые безвыходные ситуации в истории жизни народа Божия нельзя не вспомнить один очень яркий случай: так, в царство благочестивого Иудейского царя Езекии при пророке Исаии Иеросалим окружают многочисленные орды Сеннахирима, царя Ассирийского. Иудейский царь к тому времени не мог подготовить достойный отпор, поскольку силы были явно неравны. Но благодаря вере царя и народа, ночью, каким-то невидимым вирусом (Ангелом смерти) выкашивается сто восемьдесят пять тысяч вражеских воинов (4Цар. 19:35).
Подобных историй можно вспомнить много. Но чтобы не утяжелять статью перечислением фактов Священной истории, нам бы хотелось отразить важность веры христианской на основании и других источников.
Так, в Евангелии существуют примеры, говорящие, с одной стороны, о незаметности веры, а с другой стороны, какую вера имеет необыкновенную силу. В образе самого маленького семени Христос выражает этот смысл: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф. 17, 20).
Если такая сила дается верующему как исцеление прокаженных, воскрешение мертвых, изгнание лукавых духов, то неужели сегодня для верующего человека возникнут проблемы с какой-либо эпидемией?
Но кто-то скажет нам: «Вы, христиане, все болезни лечите молитвой?!». Конечно, мы помимо молитвы обращаемся и к обычным врачам, поскольку мы знаем, что и апостол Лука был врачом и множество других святых владели врачебным искусством – такие как святые чудотворцы Козьма и Дамиан, великомученик Пантелеймон и другие. Так и преподобный Нил Синайский не отвергает помощь обычных врачей, но, между прочим, напоминает: «В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвой».
Итак, кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22, 21), то есть первое и главное для верующего человека – это вера, а второе – попечение о делах мирских. Также получается и про болезни.
Опять неустанный вопрошатель скажет: «Так ваша вера людей не спасает – зараженных по всему миру всё больше и больше!»
Но все ли те люди, которые заражаются, имеют веру? Почему правительства многих стран, а также главы религиозных организаций призывают не ходить в храм Божий или даже в приказном порядке запрещают молиться в храмах?
Да, в это время проходит настоящая проверка нашей веры! Даже от многих рядовых христиан можно услышать полное согласие с призывом не ходить в храм! Якобы и Священное Писание говорит: Не искушайте Господа, Бога вашего (Втор. 6:16).
Интересно, кто употребляет этот стих, читал ли его продолжение? Приведем этот стих полностью: Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе (Втор. 6:16). Сам Господь дает образец – как не надо Его искушать. Что такое Масса? Масса – так названа местность в пустыне, где Израильский народ, изнемогая от жажды, хотел побить Моисея камнями и при этом говорил: Есть ли Господь среди нас, или нет? (Исх. 17:7).
Другими словами, избранный народ потерял веру. Однако и испытания были весьма тяжелыми, которые можно сравнить с сегодняшними. Да, сегодня есть вирус, есть умершие, но мы, наоборот, должны взывать ко Господу, должны просить Его о прощении наших грехов (кстати, тема покаяния является центральной в чтении молебна об избавлении от смертоносной язвы)!
Если мы не будим понимать этих слов Писания об искушении, то как мы поймем Евангельский эпизод о хождении Христа и апостола Петра по водам. Получается, Петр искушал Господа? Когда Петр спросил: Повели мне придти к Тебе по воде. Что ответил Христос? Не искушай? Нет, Он сказал: Иди. И когда Петр стал тонуть, Господь врачует его веру: Маловерный! зачем ты усомнился? (Мф. 14, 27-31).
Итак, дорогие читатели, давайте задумаемся – есть ли в нас та вера, о которой учит Христос?! Только верою жив будет праведник; а если [кто] поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Евр. 10, 38) – говорит Господь.
Будем просить Господа со слезами: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Будем наполнять храмы молящимися, потому что мы идем ко Христу, подобно Петру, а не от Него, как это сделал Иуда и все те, кто не верует словам Его! Прибегнем к покаянию о наших грехах, причастимся Тела и Крови Его! Если получится, не пренебрежем помощью к больным, подобно древним святым: Так, святой Диомид безсребреник, как сказано в житии, на «обреченных больных» налагал крестное знамение – и те исцелялись. Преподобный Афанасий Афонский, один из основателей монашеской жизни на Афоне, прокаженных считал «великим сокровищем лавры и поручал уход за ними самым испытанным ученикам». Святой Зотик прокаженных кормил, которых выкупал у воинов, топивших таковых. Преподобный Сампсон странноприимец исцелял прикосновением руки о саму язву. Святая Анастасия Узорешительница своими руками «влагала пищу в уста болящих» и сама «обчищала их гной, обвязывала струпья».
Также стоит вспомнить про тех христиан-старообрядцев, которые не боялись хоронить людей, гибнущих от морового поветрия. За их такую заботу в 1771 году Екатерина II даровала местность Рогожской слободы под организацию древлеправославного духовного центра и кладбища.
Но если мы не имеем подобной веры, то хотя бы не будем роптать на Господа, как те жестокосердые израильтяне, жаждущие воды, хотевшие побить своего великого пророка… Будем же взращивать в себе веру, дабы, когда придет открытое гонение на Церковь Христову, устоять и не предать Христа. А лишь воскликнуть с апостолом Павлом: Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение (Фил. 1, 21)!
Иерей Василий Андроников (Москва, Рогожское)
С вопросами по содержанию статьи можно обращаться
по электронному адресу d.vasilya@yandex.ru