5 января 2019 г. 18:21 6785 5 0 5 фото 0 видео
Почему Суриков исказил образ боярыни Морозовой?
Картина «Боярыня Морозова», Василий Иванович Суриков. 1884-1887. Холст, масло. Третьяковская галерея. Фрагмент.

Как работал над психологическим образом боярыни Морозовой автор ставшей хрестоматийной картины, что висит в Третьяковской галерее в Москве? И почему он исказил его, сделав свою героиню истеричной и страшной? Давайте разберёмся.

В поисках верного психотипа художник получил уникальную возможность – сделать в Москве наброски с молодицы, прибывшей с Урала. Позднее написал о том, как искал нужное: «В селе Преображенском на старообрядческом кладбище – ведь вот где её нашёл. Была у меня одна знакомая – старушка Степанида Варфоломеева из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили, у них там молитвенный дом был. А потом их на Преображенском кладбище выселили. Там, в Преображенском, все меня знали. И вот приехала к ним начётчица с Урала – Анастасия Михайловна. Я с неё написал в садике этюд в два часа. И как вставил её в картину – она всех победила». Этот эскиз 1886 года ныне хранится в Русском музее в Петербурге, в каталогах он назван «Голова женщины в чёрном платке».

Её лик, вполне типичный и узнаваемый для знакомых с богослужениями староверов, написан в эскизе строгим и светлым, даже по-детски удивлённым (хотя начётчица – это самая образованная, начитанная, учёная и строгая в соблюдении правил женщина). Да, красавицей её не назовёшь, нос уточкой – но какие ясные и изнутри сияющие глаза, какое женское обаяние! Сочетание аскетичной строгости и наивности. Суриков понял, что увидел в ней Морозову.

Но – по неясной причине – в 1887 году сначала на эскизах, затем на самой картине заменил его на лицо экстатичной фанатички, причём явно более старой по возрасту, что критики картины сразу отметили, как историческое несоответствие (в день 17/18 ноября 1671 года, который изображён на этом полотне, боярыне было 39 лет).

И я в форме стиха попытался осознать происшедшее:

 

ОСЕЧКА СУРИКОВА

… Но Суриков не справился с задачей,

Которую сам смело возложил

На кисть свою, – раскрыть сознанье людям,

Забывшим веры светлой торжество. Ту деву,

Что чинно, как положено, молилась – он эскизом

Запечатлел: тот светлый лик был прост.

Так каждый лик у девушки молящей

В покровах знаменных крюков – пречистым

Становится и ясным, как икона. Сам смотри,

Как веки закрываются и входит

Под веки, в душу сокровенный свет. Пресветлым

Становится в молении лицо… Откуда же, откуда

Взял Суриков истерику, да чёрных пятен ямы

Под жерлами пылающих очей?! А жест двуперстья ровный

Вдруг скрючил, смял извратно в кочергу? Случилось,

Да, что случилось, Суриков? Ты ж с Красноярска,

Сам знал сыздетства староверов стать: как чинно

Кладут поклоны с лестовкой у сердца,

Как знаменно распев доходит долго… Не хочу и думать,

Что был сознательно к сей кривде обращён. Скорее

Тебе подножкой сбили глазомер, попутал

Лукавый знание, от Руси Древней нить сорвав и сбросив.

А картина… сама живёт своею жизнью, кривду

Отравно сыпет в глаз… О Боже, кто отмолит

Осечку сбитого художника. От Третьяков? – да сам попался.

Искусствоведов льстивы перья? – мыслить трусят…

Что же делать?

Слетит же слово-воробей – кто ж крылья вспомнит…

… Тогда сходи в моленную, гляди,

Какие там стоят в пылании из воска

Морозовой боярыни сыны, персты слагая вдвое,

И дочери и матери, склонясь, в очах сиянье прячут –

Удивлённо чуду внемля…

Сам зри, художник: лаской Бога писан

Времён Адам-да-Евы детски чистый образ.

 

Ещё раз – не торопясь сравним выражения лиц на эскизах и на завершённой картине. Смотрите на приведённых здесь фото:

1 – эскиз 1886 года «Голова женщины в чёрном платке» сделан с реальной староверки, начётчицы с Урала Анастасии Михайловны.

2 и 3 – в следующих эскизах автор одел героиню в шапку боярскую и поверх неё платок (что исторически вполне оправданно), но (!) состарил и придал ей черты истеричности и фанатизма: написал чёрные впадины под глазами и полуоткрытый рот с оскалом, больной взгляд, сделал впалыми щёки.

  

4 – именно этот болезненный образ в духе модного тогда декадентства автор представил публике, чем закрепил надолго негативный образ боярыни Морозовой.

Автор – Сергей Маркус. В статье отражен личный взгляд автора.

 
Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)