29 июля 2024 г. 0:18 361 0 0 1 фото 0 видео
Мог ли митрополит Амвросий быть принят в Церковь не архиереем, а священником, ведь написано в Библии, что меньшее от бо́льшего благословляется, а не наоборот?
Митрополит Амвросий, 1-й Митрополит Белокриницкий. Источник: ru.wikipedia.org
На эту тему:
Ключевые слова: 100 вопросов-ответов о нашей вере 

Мы веруем и исповедуем, что православный священник по отношению к еретическому епископу вовсе не является «меньшим», но — по своей принадлежности к Истинной Церкви Христовой и как имеющий власть связывать и развязывать грехи — он является бо́льшим, чем еретический епископ, не присоединившийся к Церкви Христовой. Хотя вне православной истинной Церкви, а именно в еретических сообществах 2-го и 3-го чина, имеется действительная хиротония, преемственная от апостолов, но таинства вне Церкви не сообщают спасительной благодати Святого Духа, являясь «внешними видотворениями». Недостающая спасительная благодать таких таинств восполняется при присоединении к Церкви как Сокровищнице благодати.

Итак, когда епископ ещё не присоединён к Церкви, он является меньшим по отношению к пребывающему в Церкви священнику (да и по отношению даже к православному мирянину). Когда же епископ присоединится от ереси к Церкви, тогда он становится уже православным епископом, тогда он уже бо́льший по отношению к священнику, и теперь уже священник от него благословляется.

Напомню, что священные правила повелевают принимать приходящих от ересей в церковь и епископам, и священникам, никак не разделяя при этом приходящих в зависимости от их степени в еретической иерархии. В священных канонах нет запрета на то, чтобы священник принял в общение Церкви приходящего от ереси епископа. Напротив, священные правила строго осуждают священника, который не принимает кающегося на покаяние. Прочтём 52-е правило святых апостол:

«Аще кто, епископ, или презвитер, обращающегося от греха не приемлет, но отвергает: да будет извержен из священного чина. Опечаливает бо Христа рекшаго: ,,Радость бывает на Небеси о едином грешнице кающемся”».
Лк. 15, 7

Заметим, что ересь является одним из тягчайших грехов, и священник (презвитер), если не примет кающегося, подлежит извержению из своего сана. И правило не делает различия между санами кающихся: простецы ли это, или священники, или архиереи. Итак, если бы священноинок Иероним отказал в покаянии и приёме из ереси в Церковь митрополиту Амвросию, он нарушил бы это строгое правило и погубил бы свою душу.

Так и в древности поступали святые отцы, имевшие сан священников и принимавшие в общение церкви кающихся еретических архиереев. И Церковь не только не осуждала это действие, но и ставила в пример. Так священноиноки Сава и Феодосий приняли от Севировой ереси иеросалимского патриарха Иоанна, и этот пример из истории был зачитан на Седьмом Вселенском Соборе. Преподобный Максим Исповедник, будучи в темнице, обратил от монофелитской ереси и принял в общение епископа Феодосия, посланного царём для отвращения святого от истинной веры, но переубеждённого беседой с преподобным (см. житие прп. Максима Исповедника). Еретический епископ (македонианин) Агапит был принят в общение священниками и народом города Синнады, и это не было осуждено Церковью, но, напротив, православные архиереи сочли это полезным для Церкви («История Церкви» Сократа Схоластика, книга 7, гл. 3). И это не случайно, ибо священники имеют полную благодать для совершения как таинства покаяния (в разряд его входит и чиноприём из ереси), так и прочих таинств, за исключением хиротонии.

В «Беседах апостольских» святитель Иоанн Златоуст говорит:

«Не велико расстояние между презвитерами и епископами. Ибо последние одним только (правом совершать) рукоположение выше первых, — и в этом одном заключается их видимое преимущество перед презвитерами».
11-е беседословие на 1-е Послание к Тимофею

И в Потребнике написано:

«Та же власть и благодать Святаго Духа подана есть от Бога патриархом, митрополитом, епископом и всем священником вязати и решати впадающия в согрешения».
«Чин погребения священником»

Когда Отдел внешних церковных связей Московской Патриархии РПЦ в переписке с Московской Митрополией РПСЦ выдвинул подобное обвинение в адрес старообрядцев (что священник незаконно принял от ереси митрополита Амвросия, поскольку «меньшее благословляется от бо́льшего»), последовал резонный вопрос: а как же тогда духовником вашего патриарха Кирилла является не архиерей, а священник — архимандрит Илий (Ноздрин), то есть священник разрешает от грехов епископа?

Таким образом, священноинок Иероним принял митрополита Амвросия в общение Церкви совершенно согласно с правилами Православной Церкви и примерами из её истории.

Священнопротоиерей Вадим Коровин.

Понравилась публикация? Скажите автору «Спаси Христос!», нажав на сердечко, и расскажите о ней своим друзьям!
Обсуждение (0)